Как бабушка помогла полюбить историю семьи


Как бабушка помогла полюбить историю семьи memobubbles blog

Я не люблю проводить время с бабушкой. Это всегда долгие обсуждения моих проблем с мужчинами, ее болезней, которые она не хочет лечить. Мне проще придти к ней помыть пол и побелить потолок. А ей хочется, чтобы я села напротив и говорила с ней. Поэтому я решила поговорить с ней так, чтобы нам обеим это запомнилось надолго и захотелось повторить. 


Голос и диктофон

Я решила провести день с бабусей в воспоминаниях о ее прошлом. У меня в айфоне много гигабайт памяти и есть диктофон. Я подумала, что запишу ее голос, и ее истории останутся для меня. И если она проснется в 4 утра и больше не сможет заснуть, ей приятно гонять по кругу в голове старые воспоминания о хороших временах.

Я оптимизировала хранилище IСloud, стерла гору дублирующих кадров в фотографиях, почистила ненужные приложения. Память в телефоне увеличилась на пару гигабайт. Потом я закрыла окно, чтобы не попадали лишние звуки. Предупредила бабушку о том, что записываю, и сотру то, что ей не захочется оставлять в записи. Разгребла на столе оладьи из кабачков и чашки с чаем, чтобы положить телефон поближе, и мы начали. Ее удивило, что такое можно сделать на телефоне, а я услышала в очередной раз историю про то, как она на телефонной станции переключала проводки.

Когда файл будет готов, я нажму Поделиться и отправлю себе на почту для дальнейшего монтажа. 


Детали историй, которые знаю наизусть

В нашей семье есть истории, которые повторяются на каждом семейном мероприятии. Это рассказы о том, как мама хотела назвать меня Сашей в честь двух бабушек, и не назвала. Как брат в 19 лет проиграл всю зарплату отца в бильярд, и как они потом месяц питались дошираками и огурцами с дачи. Или как отец поехал на Дальний Восток за романтикой и познакомился там с моей мамой.  Или как в нашей семье был жадный поп, как из сказки Пушкина. Мы их знаем наизусть. Эти истории вносят скуку в наши встречи за бабушкины столом. Отец сразу тянется за пультом и пропадает как собеседник. Начиная запись, я подумала, что если внести в эти истории больше деталей, то больше никто не отвернется к телевизору.

И тогда в истории с телефонисткой появился Леонид Утесов в белом костюме, который пришел с сотней рублей, которая равнялась двум зарплатам тогда, и заказал разговор. Сдачи не было с такой суммы, он отдал всю сотню и ушел. И бабушка денег не взяла себе, а сдала по приходному ордеру. В случае с проигранным бильярдом выяснилось, что в тот трудный месяц бабушка ходила ловить рыбу на озеро, как научил ее мой прадед. (В этот момент в моем представлении отец заядлый рыбак поворачивает голову и выключает телевизор). Ловились окуни, красноперки и однажды даже щука. Я эту рыбу не помню, но теперь понимают, откуда появился культ рыбных блюд в нашей семье. А когда меня назвали Ольгой, все думали, что мама это назло всем в честь своей подруги назвала. А потом выяснилось, что у меня есть прапрабабушка Ольга, сестра того самого жадного попа. Сомневаюсь, что мама знала об этом, но все-таки получился синхрончик.

Я копала глубоко, задавала вопросы в ключе «А что ты видела вокруг?», «Что ты об этом думала», «Что ты чувствовала?». В этот момент привычная бабушка становилась человеком со своими страстями, переживаниями и решениями. Ей бывало весело, она уставала, отчаивалась. Хотя я представляю ее именно такой, как она сейчас, с отекшими ногами, с седыми волосами - и на танцплощадке и у фрезеровочного станка.


Истории бабушкиных побед

Я помнила, как бабушка с родителями и братьями уехали в эвакуацию, но не знала, как они из нее возвращались. Бабушка рассказала, что когда закончилась война, она стояла на повозке, запряженной быками. Быки стягивали ее вбок с дороги, дети с криками бежали навстречу. Все мчались радоваться победе, а ей надо было медленно тащиться дальше на чертовых непослушных быках.

Истории о том, что когда бабушка жила в Германии после войны, известна во всех деталях. Но теперь я знаю, что бабуся единственная в нашей семье ездила в Дрезденскую галерею на экскурсию. А еще заняла место в соревновании по стрельбе, в которой между делом тренировалась в оберцвальдовской части. Глаза бабушки горели, когда она доставала фото с  пистолетом. Я всегда считала, что оно постановочное.

Такие истории воодушевляют бабушку. Приятно перенестись во время, когда она могла подстрелить зайца, управлять быками и работать по 14 часов. Теперь-то ей и на улицу трудно выйти. Ей снится, как она бегает. Беру себе на заметку: какой смысл говорить о проблемах сегодня, если можно бесконечно вспоминать успехи прошлого, особенно если жить осталось далеко не 50 лет.


Риторические вопросы 

Но больше всего мне были интересны ее рассуждения о том, как все сложилось бы, если все пошло по-другому. 

- Бабусь, а что бы ты делала, если не встретила деда 
- Ну, у меня всегда было много кавалеров. 

И тут появляется инженер небольшого роста, который красиво ухаживал, но бабушка ему отказала из-за низкорослости. И второму парню отказала из-за петуха. Он сказал ей на свидании: «Шурка, когда будем жениться? Мамка петуха собирается резать», и она не потерпела такой меркантильности. Она смеется, вспоминая, как они с братом Петькой потом полночи обсуждали кавалера. А через неделю она познакомилась с моим высоченным дедом. 

Eсли была бы возможность учиться, то она пошла бы на врача. А если бы у нее было трое детей, а не один мой отец, то она не волновалась бы так сильно за него. Возможно, она представила себе, что было бы, не умей она рыбачить. Или если была бы посмелее с Утесовым. Без папиной поездки на Дальний восток меня бы тут не сидело. Все могло бы сложиться по-другому. Но все сложилось именно так, и не о чем сожалеть. Если бабушка будет засыпать с этим чувством, что бывали времена, когда у нее был хоровод поклонников, то я готова хоть каждый день приходить и задавать риторические вопросы. 

Запись можно делать с городского телефона, скайпа и вотсапа и других мессенджеров.


Ухожу с сожалением 

Когда разговор пришлось закончить, мне не хотелось уходить. А бабушка полезла в шкаф искать сумку с документами, где хранятся свидетельства о рождении о родителей и оттуда прокричала «пока, позвони из дома!». Я забыла захватить мусор, спросить список для покупок. У меня горели в голове новые подробности. Теперь у меня самой в голове по кругу метались детали детективной истории «Жизнь моей загадочной бабуси», которые пока не сложились в целостную картину. Но может быть это произойдет в следующий раз. Она расскажет, если я спрошу. 

Комментарии

  1. Замечательная идея пришла Вам в голову. Первым делом, когда приеду домой, сделаю так же. Давно в голове сидит идея фамильного древа, а теперь еще и это) Нам нужно знать, как жили наши бабушки и дедушки. А мы не всегда знаем даже историю своих родителей...
    Спасибо за интересную историю и полезную идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон, согласна с вами, еще в школе меня заставляли рисовать фамильное древо, и не было понятно, зачем это нужно. А сейчас хочется побольше узнать. Буду рада, если поделитесь, как получается с беседами!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения